Виртуальная галерея Вячеслава Смирнова

Написать художнику!
Виртуальная галерея Вячеслава Смирнова
 
Пресса об авторе

Статьи. Цитаты Интервью - 95 Интервью-2006 (репортаж) СлавАРт СлавАРт -2 Вектор Перми

Rambler's Top100

СЛАВАРТ 2
(Персональная выстсвка Вячеслава Смирнова)

Портрет художника Вячеслава Смирнова (автор Ляховская)В свое время гениальный Борис Пастернак требовал от художников безупречно исполнять свою миссию: «не спи, не спи художник! Не предавайся сну. Ты вечности заложник у времени в плену». Но законы времени может осознать только искренний мастер, выражающий свое ощущение бытия, а не идеологические догмы режима.
Но к великому сожалению, в советском искусстве культивировалось поклонение догмам. И не один вдумчивый и одаренный художник прошел путь социального непризнания своих творческих поисков и открытий. Не все выдержали натиск канонизированной системы так называемого «соцреализма». В.А. Смирнов выдержал этот натиск с мудростью и достоинством настоящего человека и большого художника.
Круговорот постоянных поисков и творческих озарений составляют незримую нить, которую трудно разделить на определенные жесткие периоды. У Славы Смирнова только с определенной условностью можно обозначить этапы формально-содержательных поисков.
Немалое, скорее, ведущее место в творчестве В. Смирнова занимал и занимает пейзаж. В том смысле и значении, который утвердился в русском искусстве двадцатого века под весьма обобщающим термином пейзажного метода. Метода, который с наибольшей полнотой и непосредственностью позволяет передать сугубо личное состояние самого художника, любой творческой личности. Ведь в пейзаже может быть только два крайних решения – реализм и натурализм, причем последний мало соответствует подлинному искусству.
В. Смирнов выбрал реалистический пейзаж, но высоко преображенный личной фантазией. И как знать, не сыграло ли здесь ведущую роль театральное искусство художника, с которого он начинал свой творческий путь? Приверженность Смирнова к театральному творчеству? К тем художественным разработкам, в которых сценическая площадка вполне закономерно объединяет пространственно-временные параметры театрального действа.
Эти новые качества открыли широкие возможности для придания особой художественной выразительности так называемой беспредметной живописи, до сих пор условно именуемой абстрактным творчеством. Но именно в новациях абстракционистов, в частности, В. Кандинского раскрывались новые содержательные аспекты фактурных, светоцветовых, пространственных и временных решений, позволивших раскрывать в лирико-поэтических темах мировоззрение, скорее, мироощущение автора. Потому неудивительно, что ведущей темой этого художественного направления стал тоже пейзаж, ибо пейзаж – почти единственный жанр, исключающий социальные спекуляции.
В творческом методе Вячеслава Смирнова, в его пейзажных композициях изобразительные «аллегории» потеснили некие символы времени, те, которые играли роль социальной и даже политической агитации. Однако, используя вполне привычные темы и образы, применяя давно известные методы, художник наполняет их особым, монументально-эпическим содержанием.
Особенно отчетливо новая образность проявилась в композициях, выполненных Смирновым в Тобольске. В их поэтике пейзажный жанр сливается с портретным и бытовым жанрами, создавая то торжественно эпическое, то минорно драматическое и даже трагическое настроение. В этих произведениях художником сознательно выражено тяготение к высокой культуре. И нет ничего удивительного, непредсказуемого в сознательном его обращении к классическим формам. Но теперь изменилось само понимание «высокой культуры», к которой некогда относился только так называемый реализм. Нет ничего удивительного в том, что многими исследователями к разряду «антиискусства» относился не только «модерн», но и первобытное творчество. И так же не удивительно, что к древнему искусству обратился Вячеслав Смирнов в стремлении не только возродить, не только обновить, но творчески интерпретировать образные метафоры. Древний «звериный стиль» составил определенный цикл творческих поисков мастера, своеобразно переработавшего первобытные образы, их орнаментально-знаковую символику в прекрасный ансамбль, способный войти в монументальные композиции многих видов изобразительного искусства.
И вместе с тем, в этом виде изобразительного творчества, привычно отнесенного к разряду декоративно-прикладного искусства, В. Смирнов решает художественно-эстетический задачи, умело оперируя линейно-пластическими, свето-цветовыми, колористическими, предметно-пространственными и даже временными эффектами, – теми средствами, которые составляют художественно-эстетическое, т.е. духовное содержание произведения….
Отмечая свой юбилей, художник не стремится удивить нас своими открытиями. Тем более не стремится нас поучать. Он также не требует прямолинейного истолкования представленных образов, но хочет, чтобы они эмоционально переживались и объективно оценивались зрителем. Предоставляя на суд собственные произведения, он ждет внимательного и дружеского собеседования...

А.В. Доминяк, исскуствовед,
член Союза художников России

2 - 22 сентября 2008 г. в доме художника прошла персональная выставка СлавАРт 2 из серии, приуроченной к юбилею художника.
Место проведения: Пермь, ул. Горького, 27

В гостях у Славы
Фоторепортаж с торжественной церемонии открытия

Анатолий Жохов
Музыкальное посвящение творчеству мастера на поющей чаше с вокальным сопровождением

(видео, 14,5 МБ, скачать)


Рейтинг SunHome.ru Rambler's Top100
 
Контакты: E-mail: x_master@rambler.ru Тел.: 8-9091067217